Даже боги не вечны
Три старика сидели за столом. Один ещё молодился, второй был среднего по их меркам возраста, третий выглядел совсем дряхлым.
– Скоро я своим уже буду не нужен, – сказал самый старший.
В камине потрескивало, было тепло и уютно. С бревенчатых стен смотрели простенькие картины с пейзажами. За окнами виднелись заснеженные горные вершины.
– Думаешь, больше ничего не натворят? – спросил средний.
– Думаю, что нет. Выросли уже, сами всё понимают.
Самый младший пригладил стриженую седую бородку.
– Иногда мне кажется, что мои вообще ничему не учатся, – мрачно сказал он. – Сколько раз бил их, а все равно продолжают мучить друг друга.
– Ты слишком жесток, – ответил средний и сделал глоток тёплого вина. – Вот мои чуть не развязали очередное безобразие, так я немного припугнул их, да всех по домам посадил, пускай остынут, поразмыслят.
– Я и напрямую пытался им говорить, – сокрушался младший, – всё истолкуют как им хочется. Только отдельные из них чего-то добьются, так их другие сразу бац! – и на место. И умудряются ещё моими словами прикрываться!
– Никогда не разговаривай с ними, – отвечал средний, – все равно не поймут, начнут бегать к тебе по каждой мелочи, а им самим надо справляться, если могут.
За окном начинало темнеть, пошел снег. Средний щёлкнул пальцами, и на угасающий в камине огонёк упало и сразу занялось несколько поленьев.
– Хорошо у тебя, – сказал старший среднему. – У меня уже таких местечек не осталось.
– А что ты посоветуешь? – спросил у него младший.
– Когда-нибудь тебе придётся отпустить их. Оберегай от самых страшных ошибок, и со временем они сами со всем справятся.
– Ох не знаю, – сказал средний, – мои опять чуть не развязали большую войну, с ядерным оружием она убила бы их всех. Пришлось аж пандемию устроить, чтобы остановить их.
– Неужели опять? – вздрогнул старший.
– В этот раз больше, чтоб припугнуть, – средний потеребил окладистую ухоженную бороду. – Им встряхнёт экономику, многие пересмотрят свои ценности. А потом они придумают лекарство и все вместе будут восстанавливать свой мир. Надеюсь, им пойдёт на пользу. А у вас что?
Младший отхлебнул виски.
– И не спрашивай. Я думал, что у моих наконец-то начался прогресс. Астрономия, математика, а какая у меня была архитектура! Всё разрушили, учёных извели, книги сожгли. Зато меня почитают, негодяи. Отличная у тебя, кстати, идея – может, наслать на них чуму?..
Старший опять вздрогнул. За окном уже совсем стемнело. Средний хлопнул в ладоши, и по всей комнате стали зажигаться свечи.
– А у твоих-то как? Расскажешь? – спросил младший старшего.
Старший разгладил длинную редкую бороду. В его глубоко запавших глазах читалась бесконечная усталость. Его лоб избороздили морщины. Он поднял кустистые седые брови, сделал глоток чая и сказал:
– Мои смогли переработать соседнюю планету, из материалов построили тысячи гелиоспутников и запустили на орбиту вокруг своего солнца, чтобы получать всю его энергию. С помощью такого количества энергии они собираются создать и приручить миниатюрную чёрную дыру, а потом построить космический двигатель нового типа на её основе. Скоро они совершат свой первый межзвёздный перелёт. Я совсем не помогал им в этот раз.
Помолчали.
– А что будет с тобой? – спросил средний.
Старший долго и задумчиво смотрел на падающий снег за окном, на играющее в камине пламя, на пар, поднимающийся из кружки чая.
– Скоро я своим уже буду не нужен. Скоро все мы будем не нужны. Даже боги не вечны.